В I тыс. до н. э. вышел трактат “Натьяшастра”,
принадлежавший перу Бхараты, в котором были изложены основные положения о
музыке, суммировавшие высокоразвитые представления древних индусов. В
разделе по философии и эстетики музыкальные закономерности осмысливались в
соответствии с общей системой мироздания. Музыке отводилась важная роль в
древних науках и учениях: астрономии, магии, мистицизме. Музыка (по-санскритски
“сангина”) трактовалась в синкретическом единстве инструментального начала,
пения и танца . В разделе по теории музыки были систематизированы все
элементы музыкального языка. Звукоряд индийского лада состоял из семи
главных тонов, число которых имело сакральный смысл: они ассоциировались с
семью планетами Солнечной системы. Главные тоны лада обозначались начальными
слогами санскритского наименования: са-, ри-, га-, ма-, па-, дха-, ни-. Лад
имел оригинальное интервальное строение и расширялся за счет производных
звуков, отходящих от главных на четвертитоновую интонацию. Так, октава
делились на 22 неравных интервала, каждый из которых мог стать исходным
пунктом для нового лада .
В разделе по методики музыки давались рекомендации по вопросам техники
вокального и инструментального исполнительства. Например, по
распространенной в Индии манере пения глаза должны быть закрыты, нос
наморщен, мышцы рта сильно напряжены, шея вытянута. Этими приемами
добивались особого гнусавого призвука при вибрации звука.
Индусы, подобно их современникам древним грекам, связывали звукоряды лада с
определенными психо-эмоциональными настроениями. Эти взгляды составили
отдельную науку – мантра-йога. Расшифруем это понятие. “Йога”, что значит
“единство” или “связь”, – это учение об индивидуальном пути спасения
человека посредством контроля над мыслями и чувствами при помощи медитации.
“Мантры” – это звуковые комплексы, обла-дающие магическими свойствами. В
мантра-йоге звуки рассматривались как энергия Космоса, а ритм – как движение
Вселенной . Специальные мантры сочинялись для достижения гармонии души, для
просвещения и успокоения, для творчества и благородного богатства, для
преодоления трудностей и стремления к успехам.
В Древней Индии сложились многообразные представления о взаимосвязи музыки и
цвета. Индусы верили, что человек и мир соединяются при помощи цветовой
гаммы, что настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются
цветосочетаниями. Считалось, что каждый человек имеет свою определенную
музыку и соответствующий ему цвет. Яркие цвета соответствовали интенсивным
вибрациям, бледные – спокойным, гармоническим вибрациям. Семизвучная гамма
ассоциировалась с семью цветами: белым, черным, желтым, синим, зеленым,
красным, оранжевым. При постоянном соотнесении со звуком цвет становился
слышимым. Отсюда родился афоризм древних индусов: “видеть звук и слышать
краски”. Существовала определенная символика цвета: золотой – цвет солнца;
зеленый – природы, растений; голубой – неба. И сегодня в государственном
Страница 1 Страница 2
Страница 3
О музыке древней Индии